-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Тема недели : 80 лет Artek

Все публикации по теме

Artek Talks: круглый стол по случаю юбилея финского дизайн-бренда
07.10.15
16 октября в честь празднования 80-летия компании Artek в Хельсинки состоятся дебаты Artek Talks. Темой встречи станут современный культурный ландшафт и определяющие его дисциплины. Подробнее...

80 лет Artek


Решение основать Artek, которое приняли в октябре 1935 года в Хельсинки архитектор Алвар Аалто и его супруга, дизайнер Айно Аалто, меценат Майре Гюлликсен и искусствовед Нильс-Густав Хал, стало началом одного из наиболее необычных и амбициозных проектов в истории мебели.

Непосредственным импульсом к этому шагу послужило стремление вывести на профессиональный уровень международную дистрибуцию мебели дизайна Алвара и Айно Аалто. В то же время неотъемлемой частью нового мебельного бизнеса была культурная миссия, выходящая за рамки чисто коммерческих интересов. Основатели рассматривали Artek как платформу современного искусства, индустрии, интерьерного дизайна и пропаганды. Сформулированной ими целью компании было «продавать мебель и продвигать современную культуру жизни с помощью выставок и других образовательных инициатив».


Aino and Alvar Aalto, 1940s, photo Herbert Matter

Проект эпохи модернизма
Artek был основан в контексте все еще молодого международного модернистского движения в искусстве, дизайне и архитектуре, как отражение идей и идеалов движения. Название «Artek» следует понимать как программное утверждение слияния искусства («art») и технологии («technology»). Подобный синтез, наглядно осуществленный в работах Алвара и Айно Аалто, считался одной из главных задач модернизма – как в Финляндии, так и за рубежом. Основатели с самого начала рассматривали Artek как средство для установки многоуровневого диалога с международным авангардом и усиления культурного обмена с миром. Миссия Artek была двойственной по своей природе. Внутри Финляндии компания во многом выступала как посол и пропагандист дизайна и искусства, тогда как ее международная деятельность была сосредоточена на продвижении работ Алвара и Айно Аалто как воплощений скандинавского варианта модернизма, а также на увеличении экспорта их мебели.


Vyborg Municipal Library, 1935

Artek и Аалто
Уже около 1930 года Алвар Аалто начал применять дерево для реализации модернистского по духу дизайна. Использование дерева в качестве материала было логичным выбором в такой стране, как Финляндия, с ее обширными лесами и при этом минимальным уровнем индустриализации. Функциональные преимущества, такие как теплота и приятные тактильные качества дерева, были дополнительными факторами. Результатом активных экспериментов и тесного сотрудничества с опытными мастерами-ремесленниками стал ряд технических инноваций, которые легли в основу наиболее значимых объектов дизайна Аалто. Здесь стоит вспомнить, например, табуреты с изогнутыми в форме буквы L ножками, консольный стул из фанеры, а также кресло Paimio с пружинящим сидением из березовой фанеры – все эти предметы имеют статус «икон» в истории дизайна и обладают почти архетипическим характером. За многие годы работы Алвар и Айно Аалто создали для Artek обширную коллекцию мебели и света, которая может удовлетворить практически все потребности по меблировке – как для частного, так и для общественного интерьера. В соответствии с принципами модернизма, предметы проектировались не как экстравагантные уникальные объекты, а как функциональные стандартные решения для массового производства. Там, где это было возможно, Аалто стремились к разработке целых систем. Например, L-образная ножка, впервые использовавшаяся для табурета, впоследствии была применена для других предметов мебели для сидения, а также для оснований столов.


 ARMCHAIR 41 "PAIMIO", Alvar Aalto, 1932

Работы Алвара и Айно Аалто, отличающиеся ясностью конструкции, функциональностью, пригодностью к ежедневному использованию и поэтичной простотой, прекрасно иллюстрируют уникальный характер коллекции Artek. Воплощая собой базовые решения, их предметы дизайна доказали свою вневременную сущность и сохраняют привлекательность на протяжении десятилетий. Сегодня, когда мы чувствуем все большую потребность в долговечности и подлинности, предметы дизайна Аалто приобретают особую актуальность.

Artek в Финляндии
На протяжении десятилетий Artek оказывает большое влияние на дизайн интерьера, стиль жизни и повседневную культуру в Финляндии. Сама по себе компания стала олицетворением финского модернизма и частью национального культурного наследия. Продукция Artek, которая и сегодня производится по большей части в Финляндии, всегда была широко представлена на внутреннем рынке. Предметы Artek можно увидеть в интерьерах многих общественных зданий и в бесчисленном множестве частных домов. Шоу-румы Artek в Хельсинки являются национально признанными институциями и обязательными к посещению достопримечательностями для гостей столицы Финляндии. Выступая также как импортер международного дизайна, Artek на протяжении многих лет делает мир ближе для Финляндии. Поколение за поколением компания служит гарантом хорошего вкуса и качественного дизайна.

Artek сегодня
С момента своего основания проект Artek переживал как взлеты, так и падения и не раз претерпевал изменения, снова и снова демонстрируя свою способность адаптироваться к меняющемуся контексту, даже перед лицом радикально новых обстоятельств. Это наглядно демонстрирует развитие коллекции бренда, которая за годы существования компании расширялась с четкой ориентацией на современное направление. Ядро коллекции Artek составляют мебель, свет и декоративные объекты Алвара и Айно Аалто, давно заслужившие статус классики. В то же время портфолио компании пополнили и обогатили предметы и других признанных мастеров скандинавского дизайна, таких как Илмари Тапиовара, Тапио Вирккала, Ээро Аарнио и Юрье Куккапуро. В последние годы компания активно сотрудничает с архитекторами, дизайнерами и художниками, чьи творческое видение, эстетические воззрения и мастерство работы с технологиями демонстрируют глубокое родство с философией Artek – среди них Шигеру Бан, Энцо Мари, Тобиас Ребергер, Константин Грчич, Хелла Йонгериус и с недавнего времени Ронан и Эрван Буруллек. Спустя 80 лет с момента создания и в полном соответствии с бескомпромиссным духом своих основателей Artek продолжает поиск путей будущего на стыке дизайна, искусства и архитектуры.


ARMCHAIR 401, Hella Jongerius

artek.fi

Галерея

Алвар Аалто Photo: Heinonen. © Artek Aino and Alvar Aalto, 1940s, photo Herbert Matter HIGH STOOL 64, Alvar Aalto, 1935 TEA TROLLEY 901, Alvar Aalto, 1936 ARMCHAIR 42, Alvar Aalto, 1932 ARMCHAIR 400, Alvar Aalto, 1936 KARUSELLI LOUNGE CHAIR, Yrjö Kukkapuro, 1964 Табурет Stool 60 и L-образная ножка. Дизайн: Алвар Аалто, 1933. © Artek
Email
Пароль

МосБилд 2021 года

  Поиск по сайту

 ДИЗАЙН БЕЗ ГРАНИЦ. Мнение эскпертов МШД (Санкт-Петербург):

IDS-Петербург приглашает на курс повышения квалификации «Дизайн-проектирование общественных помещений»!

Как дополнить свои дизайнерские навыки максимально быстро и эффективно? Если вы практикующий дизайнер и хотите освоить актуальную специализацию, присоединяйтесь на курс “Дизайн-проектирование общественных помещений”.

В сжатые сроки (1 месяц, 108 ак.часов) вы получите системную теоретическую и практическую подготовку – от составления брифа, концепт-борда до создания готового дизайн-проекта общественного помещения.

Читать новость >>
Все новости‘ >>

 Designstory в социальных сетях:




Copyright © 2005-2020 Designstory Design by Designstory