-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
Новости

Все публикации по теме

Готовая гостиная до 350 000 рублей от Dantone Home
16.08.22
Стилисты компании разработали готовые интерьерные решения для гостиной из самых популярных предметов мебели – несколько стилистических сетов по выгодной цене. Подробнее...


Окончен прием заявок на Евразийскую Премию «Золотой Фотон» в сезоне 2022
16.08.22
Всего в этом сезоне на Премию «Золотой Фотон» подано 80 заявок, а общее количество участников составило порядка 40. Подробнее...


Officenext снова едет в Санкт-Петербург!
16.08.22
Officenext приглашает на форум Business & Design Dialogue, который состоится  13 октября в Санкт-Петербурге. Подробнее...

Их мечты и наши будни


Центр современного искусства
в Цинциннати (США). 2003, Заха Хадид

Императорский военный музей в Манчерстере,2002, Даниэль Либескинд

Офисные ?высотки? слева направо (Хадид, Либескинд, Исодзаки), 2004

Появление в Москве двух звезд современной архитектуры -- Даниэля Либескинда и Захи Хадид -- было ярким и стремительным, то есть именно таким, как полагается светилам. В рамках выставки ?Арх-Москва? они выступали в один день с разницей в один час в одном зале -- в Центральном доме художника. Либескинд и Хадид принадлежат к одному поколению (им за 50) и одному архитектурному направлению -- деконструктивизму. Оба смогли перенести свои фантастические проекты с бумаги в реальность и оба -- эмигранты. Но при этом совершенно разные архитекторы. Либескинд -- это четкие линии, острые углы, ленточные окна. У Захи Хадид все наоборот: перетекающие пространства, плавные изгибающиеся линии. Их выступления тоже были совсем разными, так же, как цели приезда в Москву.

Первым перед аудиторией появился Даниэль Либескинд, чья лекция называлась предельно ясно: "Будни великих строек". Но на самом деле речь шла совсем не про будни. Либескинд четко выстроил драматургию. Повествование о том, как еврей из Польши сначала проектирует Еврейский музей в Берлине, принесший ему международную славу, а через несколько десятков лет после схода с трапа эмигрантского корабля в Нью-Йорке проектирует новый комплекс на месте разрушенных башен-близнецов Всемирного торгового центра, звучало как рассказ о воплощении американской мечты. Слова "свобода" и "демократия" встречались в его выступлении чаще других, а о своих работах он говорил не так, как говорят об архитектуре. Либескинд скорее рассказывал про свое соприкосновение с историей, что, в общем, справедливо. Причем историей, далекой от России: известно, что в Москве Даниэль Либескинд работать не планирует.

Заха Хадид, чья работа в Москве уже анонсирована, явила собой полную ему противоположность. Если Либескинд по всем манерам -- это телезвезда, то Заха Хадид -- оперная примадонна. Ее внешний облик и поведение больше соответствовали диве, нежели архитектору. Она, в отличие от своего коллеги, была вальяжна, не стояла, а сидела, требовала абсолютной тишины и запретила перевод лекции на русский. В ее речи не было пассажей о свободе и демократии, хотя они могли бы быть, ведь Хадид -- арабка, приехавшая в Лондон из Ирака. Но ее интересует исключительно работа (на многие вопросы она отвечала просто -- у меня нет времени над этим задумываться). Хадид дежурно отдала дань традициям русского авангарда, язвительно отозвалась о своем первом визите в Россию -- в далеком 1978 году она приезжала "по линии" "Интуриста", и тогда, по ее словам, гиды делали вид, что не понимают, о чем их спрашивают.

Вообще Хадид -- частый гость в России, в прошлом году в Эрмитаже ей вручали престижную архитектурную Прицкеровскую премию. И тогда же она выступила с лекцией в Москве. Ее нынешнее выступление было объявлено как ток-шоу "Современная архитектура: Восток -- Запад", и в нем должен был участвовать главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Но Кузьмина не было, а лекция во многом повторила прошлогоднее выступление: Хадид показала свои реализованные и проектируемые здания, среди которых одно из самых эффектных -- здание Музея Гуггенхайма на Тайване.

Но одна тема Захой Хадид совсем не поднималась -- это планы ее работы в Москве. То, что они существуют, известно всем. В прошлом году после встречи Хадид с Юрием Лужковым компания "Капитал Групп", которая ее привозила и тогда и сейчас, объявила: "Проект основан на специфике и особенностях места. Участок, для которого уже готовы эскизы, занимает около одного гектара и расположен на набережной. Холдинг "Капитал Групп" оценивает проект в 180 млн долл. Детали и концепция будут обнародованы позднее".За прошедший год так ничего и не прояснилось. А за первым вопросом -- что будет строить Заха Хадид? -- возникает второй: не боится ли она повторить судьбу другого иностранного архитектора -- Эрика ван Эгераата, проектировавшего по заданию той же компании и сегодня фактически отстраненного от дальнейшей работы над своими проектами?

С одной стороны, российские девелоперы хотят привлекать чужеземных архитекторов-звезд, с другой -- у нашего заказчика нет опыта работы с иностранцами такого масштаба. Ведь звезде не скажешь: нарисуй мне столько-то квадратных метров. Звезда пристально контролирует качество работ, к тому же ее проекты -- это всегда высокие технологии, которые вряд ли могут быть воплощены с помощью одних лишь гастарбайтеров с окраин бывшего СССР. В конце концов, архитектурные звезды привыкли к тому, что им говорят "да". А в России им пока говорят "да" с таким огромным количеством "но", что договориться об их работе здесь никак не удается.

Александр ЗМЕУЛ

Источник: Время новостей

Email
Пароль

  Поиск по сайту

Ближайшие события в области дизайна

27-я Выставка строительных и отделочных материалов MosBuild 2022

АртДом - выставка российской дизайнерской мебели, предметов интерьера и искусства

Дизайн-Конференция 2022 - более 30 выступлений опытных спикеров

Выставка ДИЗАЙН-ТРИАТЛОН 2022. ПЛАКАТ. КНИГА. ВИДЕО - выставка работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

 Designstory в социальных сетях:




Copyright © 2005-2022 Designstory Design by Designstory