-E-mail

  Designstory
История дизайна Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Регистрация Контакты Реклама
ЗНАМЕНИТЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ назад, в список дизайнеров >>



Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) (1931)


Кресло "Пруст", 1978

оригинал: www.tribu-design.com


Диван "Кандинский", созданный для "Алхимии", 1979

оригинал: www.dolcevita.com


Ре-дизайн стула Тонет, 1979

оригинал: www.galeriekaessweiss.com


Штопор из серии "Анна", 1994, Alessi

оригинал: www.designboom.com


Штопор из серии "Анна", 1994, Alessi

оригинал: www.tribu-design.com


Магазин Swatch, Нью-Йорк, 2003

оригинал: www.ateliermendini.it


Музей Гронингер, Нидерланды, 1989-1994

оригинал: www.ateliermendini.it


Алессандро Мендини - архитектор, дизайнер, художественный критик, историк и теоретик дизайна, выдающийся деятель "радикального", а затем "нового дизайна".

Родился в Милане. Получил архитектурное образование. В 60-е годы работает в архитектурном бюро Ниццоли. С 1970 г. - главный редактор журнала "Casabella". Проявив незаурядный редакторский дар, быстро превращает его в передовое архитектурное издание - рупор итальянского проектного авангарда. Вокруг журнала складывается сплоченный коллектив единомышленников (Ф. Раджи, П. Нава, Г. Пеше, Э. Соттсасс, члены групп "Аркизум", „Суперстудио" и др.). Мендини быстро выводит журнал из кризиса и превращает его в пользующееся международным авторитетом передовое архитектурное издание.

В 1973 г. был среди основателей Global Tools, школы радикальной архитектуры и антидизайна.

В 1976 году Мендини уходит из "Casabella" и создает журнал "Modo" (1977) - рупор пострадикализма и нарождающегося "нового дизайна". В 1980 г. становится главным редактором журнала "Domus", превращая его в еще один центр "нового дизайна". В течение двух лет Мендини ведет журнал параллельно с "Modo", после чего целиком посвящает себя новому изданию. Кардинально меняя облик и содержание этого достаточно умеренного, добропорядочного и институционально благополучного журнала, Мендини превращает его в еще один центр „нового дизайна", смещая, однако, внимание на искусство, моду и своего рода „от кутюр" дизайнерского авангарда. Начинает выпуск приложений к нему: „Domus Moda" и „Quademi Domus".

В это время Мендини занимается энергичной деятельностью по собиранию и организации рассеянных сил потенциальных „новых дизайнеров". Инициирует и координирует множество проектных программ, учебных курсов, выставочную деятельность и прочее, превращая каждую инициативу в своего рода проектно-поисковую лабораторию, объединяющую лучшие силы итальянского проектного авангарда. Излюбленная Мендини форма реализации подобных программ на рубеже 70-80-х годов - средовая инсталляция-перформанс, осуществляемая либо в контакте с авангардными театральными группами („Бесконечная мебель", 1981; ряд сценографий для театральной труппы „Magazzini Criminali" - „Криминальные склады", и пр.), либо самостоятельно - так называемые "немые сцены" („Городской интерьер", Палаццо Диаманти во Флоренции, 1978; реконструкции „банальных комнат"; оборудование витрин и интерьеров модных магазинов Фьоруччи и др.).

В 1979 году присоединяется к группе "Алхимия" и вскоре становится ее творческим лидером. Одновременно с издательской и теоретической деятельностью Мендини проектирует, делая острые, радикальные вещи. Мендини-художник приобретает репутацию модельера предметного мира, определяющего уровень „от кутюр" итальянской и мировой продукции
Понятия "Ре-дизайн" и "банальный дизайн" связаны с деятельностью Алессандро Мендини. Мендини подвергал редизайну уже успевшие стать классикой дизайна произведений, тем самым превращая их в новые, ироничные объекты. Его кресла "Суперлегера" (Superleggera) Жио Понтии и "Василий" Марселя Бройера, ре-дизайн стула Тонета принесли веселое настроение в "надменность" "хорошего дизайна" и "хорошего вкуса". Мендини принадлежит идея так называемого банального дизайна, передающего ощущение интеллектуальной и культурной пустоты, свойственное индустриальному обществу. Банальность объекта подчеркивалась использованием яркого цвета или орнамента, как, например, в известном произведении Мендини - кресле "Пруст", которое он создал в 1978 году для студии "Алхимия", и которое было вновь выпущено компанией Cappellini в 1993. Те же принципы выражала выставка "Банальные объекты", организованная им на Венецианской биеннале в 1980 году.

Серия Мендини "Бесконечная мебель" (Mobile Infinito, 1981) давала широкие возможности комбинаторики, позволяя потребителю самому составлять различные комбинации и участвовать, таким образом в общем творческом процессе.
Сотрудничал с фабриками CASSINA и ALESSI, для которой создал, в частности, известную серию "Анна". Эта серия представляет собой многочисленные кухонные приспособления в виде антропоморфных фигурок с одинаковым условным лицом Анны: Анна-свеча, Анна-время, Анна-сыр, Анна-перец, Анна-свет и т. д. Коллекция стала одной из самых продаваемых в середине девяностых.

Кроме того, в 1983 году Мендини принимал участие в уникальном проекте „Tea & Coffe Piazza" - „Площадь чая и кофе", зародившимся в конце 70-х годов и продолжающеимся до сих пор. Проект объединил одиннадцать ведущих архитекторов постмодернизма, таких как Майкл Грейвз, Паоло Портогези, Ханс Холляйн, Альдо Росси и других. Главная идея акции была сформулирована как "архитектура в миниатюре". Одиннадцать оригинальных сервизов из серебра, спроектированных в рамках проекта, были выпущены ограниченным тиражом и представлены публике в Милане, в церкви Сан Карпофоро.
С 1982 года сотрудничает с фирмой Zanotta. С 1994 г. - проектирует множество офисов для часовой фирмы "Swatch", а также модели часов Cosmesis и Metroscape.

В середине 80-х годов, в период нарастания внутреннего кризиса в „новом дизайне" (его коммерциализации и профанации откровенной халтурой), Мендини резко снижает свою публичную активность. В 1985 году он покидает „Domus" и на время уходит в подполье, продолжая, однако, разрабатывать в узком кругу единомышленников из „Алхимии" проектно-критические акции и программы, зачастую отмеченные интонацией разочарования (перформанс „Ничто", 1984) или имеющие сугубо частный, интимный характер („Живописный дизайн", или „Спроектированная живопись", - парадоксальное столкновение методов спонтанного живописания и проектирования), а также занимается педагогической деятельностью (с 1983 года - профессор дизайна в Высшей школе прикладного искусства в Вене).
В конце 80-х Мендини вновь выходит на широкую арену культурной жизни в качестве идейного вдохновителя и главного редактора журнала "Ollo". Этот журнал, практически лишенный текстов и строящийся на подборе визуального ряда, расценивается критикой как самое передовое явление в сфере графического дизайна, полиграфии, визуальной коммуникации и информации рубежа 80-90-х годов.

В это же время Мендини обращается к архитектуре, открыв совместно со своим братом Франческо студию "Ателье Мендини". Среди его построек: Музей Гронингер в Нидерландах (1989-1994), Башня Рая в Хиросиме (Япония, 1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в местечке Омегна (Италия, 1989). Для совместной работы над последним проектом Мендини привлекает к сотрудничеству таких выдающихся дизайнеров современности как Боба Вентури, Альдо Росси, Этторе Соттсасса, Акиле Кастильони, Андреа Бранци и др.

Плоды поистине вулканической деятельности Мендини представлены во многих музеях мира и коллекциях по всему миру. Его работы находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже и других музеях.

Своими теоретическими и практическими работами и частичной переработкой дизайна других Алессандро Мендини, начиная с семидесятых, внес важный вклад в дискурс постмодернизма.Фигура Мендини, в течение двадцати лет являющегося организатором, координатором, критиком, поэтом и душой обновления итальянской и международной проектной культуры (в 1979 году эта его деятельность была отмечена премией „Золотой циркуль"), воплощает в себе лучшие черты деятеля культуры итальянского типа.

Сайт студии Алессандро Мендини - www.ateliermendini.it

По материалам:
Галина Курьерова "Алессандро Мендини", статья из сборника "Сто дизайнеров Запада"
"История дизайна", 2 том, С.Михайлов
www.ivd.ru



Email
Пароль

  Поиск по сайту

Ближайшие события в области дизайна:

В России


HouseHold Expo весна 2024 - 32-я международная промышленная выставка товаров для дома, 27.03 -29.03, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

Stylish Home. Objects & Tableware 2024 - 22-я Международная промышленная выставка предметов интерьера, декора, освещения и текстиля, 27.03 -29.03, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

HomeFest - 11-я международная текстильно-интерьерная выставка, 02.04 -04.04, Москва, Event Hall "Даниловский"

MosBuild 2024 - Международная строительно-интерьерная выставка, 02.04 - 05.04, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»

Дизайн-Конференция 2024 - Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства, 6.04-8.04, Москва, Центр креативных индустрий МГТУ им.Н.Э.Баумана

Design&Decor - Международная выставка предметов интерьера и декора, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

ИнтерСтройЭкспо - 30-я юбилейная Международная выставка строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования, 16.04 - 18.04, Санкт-Петербург, ЭКСПОФОРУМ

За рубежом


Salone del Mobile.Milano - Миланская мебельная выставка, 16.04 - 21.04, Милан, Fiera Milano, Rho

 Designstory в социальных сетях:





Copyright © 2005-2024 Designstory Design by Designstory