На главную страницуE-mail


  Designstory
Стили в дизайне Мэтры дизайна Темы Новости Выставки Конкурсы Каталог Реклама 
ЗНАМЕНИТЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ назад, в список дизайнеров >>



Маргарете Шутте-Лихотски (Margarete Schutte-Lihotzky) (1897 - 2000)


Франкфуртская кухня, 1927



Грета Шутте-Лихотски родилась в конце 19-го века в Вене. Она стала первой в Австрии женщиной, получившей архитектурное образование. Находясь под большим влиянием стиля "баухаус" и лично - патриарха "баухауса" Вальтера Гроппиуса, Маргарете создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий. Эта эстетика и стоящие за ней рационализаторские идеи вполне соответствовали духу социального утопизма, властвовавшему в те годы над многими умами.
Еще во время учебы Шутте-Лихотски получала призы за свой дизайн. Она училась у Оскара Стрнада, который был одним из первых венских архитекторов, которые занимались строительством домов для рабочего класса. В Вене в период с 1919 по 1934 гг. было построено 58 667 новых квартир, вмещающих почти 200 000 людей. Среди архитекторов, с которыми работала Шутте-Лихотски были Адольф Лоос, Петер Беренс, Джозеф Франк и Джозеф Хоффман.

В 1927 году для франкфуртских рабочих Грете Шутте-Лихотски разработала проект кухни, получившей название “Франкфуртская кухня”. В это время она уже узнала о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась о том, как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки. Маргарете взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства кухонного пространства много времени теряется зря. Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою "франкфуртскую кухню", умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра.
Она предложила устроить над плитой вытяжное отверстие и ставить лишившуюся ножек кухонную мебель на бетонное основание, то есть встраивать ее в интерьер, не теряя при этом ни одного квадратного сантиметра. Проект Греты — идеальное совмещение функции и формы — по максимуму сохранял энергию и время работающей хозяйки. Эту кухню отличал стандартный, жестко закрепленный набор мебели: слева — двойная мойка, справа - плита, навесные шкафы со скользящими дверцами, а у короткой стены, у окна — рабочий стол. Здесь же — вертящийся табурет и навесная лампа. Кухня была оборудована 18-ю практичными "шюттенками" - нечто среднее между выдвижными ящечками, контейнерами для хранения припасов и мерным стаканчиками. В своей кухне Шутте-Лихотски сделала раздвижные двери, чтобы из кухонной зоны мать имела возможность наблюдать за детьми, находящимися в обеденной зоне.
На этой кухне уже отсутствовала печь — а значит, не нужно было искать место для складирования угля. В ней царила “чистая” техника, работающая на газе и электричестве, которое несмело пробиралось в частные дома, освещая их, разогревая пищу и питая первые бытовые приборы. На "франкфуртской кухне" не было холодильника — он пришел в Европу только после второй мировой войны. Для хранения продуктов была выделена специальная кладовка, в которой, благодаря уличному воздуху, поддерживалась низкая температура.
Несмотря на то, что кухня была крошечных размеров, на ней было удобно работать, мебель и все необходимое впервые располагаются компактно. Именно поэтому модель приобрела неслыханную популярность: в одном только Франкфурте было построено несколько десятков тысяч таких кухонь. Кухня выпускалась в различных вариантах по размерам и степени оснащенности. Она стала первым протопипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.

Шютте-Лихотски была в числе командв немецких и австрийских архитекторов, которые были приглашены в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например Магнитогорска. По возвращению из СССР в 30-е годы она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих.
Будучи коммунисткой и участником австрийского сопротивления, в 1940 году она была схвачена Гестапо и 4 года провела в концентрационном лагере.
Из-за своей приверженности коммунистическим идеям, в послевоенные годы Шютте-Лихотски практически не получала крупных заказов и работала в основном над проектированием частных домов.
В начале 80-х ее заслуги были высоко оценены, она получила множество призов и наград.

По материалам:
Журнал “МЕБЕЛЬ от А до Я”, № 5 1997г. "Кухня: ветер перемен врывается в форточку"
"История дизайна", 2 том, С.Михайлов
www.virtualvienna.net

 Каталог
дизайн-студии и мастерские
дизайнеры, архитекторы
интерьерные салоны
магазины (все для интерьера)
декорирование интерьеров
производство мебели, ремонт
контрактные поставки
Email
Пароль
 Регистрация в каталоге
 Дизайн без границ. Мнение экспертов Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург):

Под разным углом зрения. Обзор IDS с выставки Cersaie

В преддверии года Японии в России (а именно этой теме будет посвящен 2018 год) Международная Школа Дизайна в Санкт-Петербург/ IDS-Петербург проводит мероприятия, рассказывающие о японском дизайне, внедряя лучшие методы проектирования мастеров этой страны в занятия студентов. Чем же вдохновляет нас Япония? Почему мы изучаем искусство японской графики (плакаты, книги, анимэ), коллекции японских кутюрье, образцы минималистических интерьеров?

Об этом и о старых и новых традициях японской школы дизайна рассказывает Ксения Бандорина, эксперт дизайна и преподаватель IDS-Петербург.

Читать статью >>
Все материалы рубрики >>

 Designstory в социальных сетях:







Copyright © 2005-2017 Designstory Design by Designstory